Project Description

Сентябрь 2015

Основная цель всех мероприятий конференции — это представление результатов разработки научно-методического, нормативного и организационно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования и дополнительного образования взрослых, а так же всесторонняя экспертиза разработанных материалов и результатов апробации.

Конференция проведена в две сессии:

здание дом Пастухова Vozdvizhenskoe

I Пленарная сессия конференции 11-14 СЕНТЯБРЯ 2015, ЯРОСЛАВЛЬ

II Пленарная сессия конференции 26-27 СЕНТЯБРЯ 2015, ПАРК-ОТЕЛЬ “ВОЗДВИЖЕНСКОЕ”

Общая продолжительность конференции составила 6 дней.

Участники конференции

236 человек из 35 субъектов РФ (размер названия субъекта РФ соответствует количеству участников, при наведении курсора на инфографике появляется точная цифра).

Программа сессий конференции

Конференция проводится в течение 4 дней.

Первые два дня (11 и 12 сентября 2015) – Интернет-конференции с дистанционным участием.

Третий день (13 сентября 2015) – консультации и работа в фокус-группах по материалам пленарных сессий двух предыдущих дней.

Четвертый день (14 сентября 2015) – очная конференция, дискуссионная панель, подведение итогов и принятие резолюции.

11 СЕНТЯБРЯ 2015


10.30 – 11.00 Регистрация участников конференции

11.00 – 14.00 Первая пленарная сессия

МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ (ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ)

  • Вступительное слово президента Союза ДПО, ректора Академии Пастухова Аниськиной Н.Н.

Государственная политика в сфере дополнительного профессионального образования

  • Бурункин Д.А., заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации

Подходы к обеспечению качества дополнительного профессионального образования в Европейском Союзе

  • Али Рашиди, исполнительный директор Ассоциации ESEDA, директор отдела международных проектов Фолькуниверситета, (Швеция)

Концепция непрерывного образования взрослых в Российской Федерации

  • Рудая И.Л., доктор экон. наук, первый проректор Академии Пастухова

Независимая оценка качества образования

  • Аниськина Н.Н., канд. техн. наук, президент Союза ДПО, ректор Академии Пастухова

14.30 – 17.00 Первая пленарная сессия (продолжение)

Независимые оценки квалификации в ЕС. Практический опыт и лучшие практики

  • Евгения Аверхед, заместитель директора отдел международных проектов Фолькуниверситет (Швеция) 

Обеспечение качества непрерывного образования взрослых. Подходы и модели.

  • Аниськина Н.Н., канд. техн. наук, президент Союза ДПО, ректор Академии Пастухова

Система признания качества дополнительного профессионального образования

  • Федосеева Т.Е., исполнительный директор международных проектов Академии Пастухова

Подведение итогов первой пленарной сессии

12 СЕНТЯБРЯ 2015


11.00 – 13.00 Вторая пленарная сессия (Интернет-конференция)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, НОРМАТИВНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

О приоритетах государственной политики в сфере ДПО

  • Шмелькова Л.В., зам. начальника отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 

Нормативное и правовое регулирование дополнительного профессионального образования

  • Лалаева З.А., кандидат технических наук, начальник учебно-организационного отдела ИДПО ФГБОУ ВПО УГНТУ 

Сетевые формы организации непрерывного образования взрослых

  • Рудая И.Л., доктор экон. наук, первый проректор Академии Пастухова

Планирование и учет рабочего времени преподавателей в системе дополнительного профессионального образования и дополнительного образования взрослых

  • Бреслав Е.П., канд. экон. наук, директор центра дистанционного обучения Академии Пастухова

14.30 – 17.00 Третья пленарная сессия (Интернет-конференция)

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования взрослых

  • Можаева Г.В., канд. ист. наук, доцент, директор Института дистанционного образования НИ ТГУ 

Оценка качества образовательных программ

  • Шавкатжон Каххаров, управляющий партнер ATG-CNT Consult

Активные и инновационные методы обучения взрослых

  • Белкова Е.А., канд. псих. наук, доцент кафедры управление персоналом Академии Пастухова

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном профессиональном образовании

  • Щербинин С. В., зам. директора по учебно-информационным технологиям Института ДПО Уфимского государственного нефтяного технического университета  

Подведение итогов дня: итоги второй и третьей пленарных сессий

13 СЕНТЯБРЯ 2015


16.00 – 18.00 Очные консультации и работа в фокус-группах по материалам трех пленарных сессий.

14 СЕНТЯБРЯ 2015


09.30 – 10.00 Регистрация участников конференции (дополнительная)

10.00 – 11.30 Работа секций

Секция 1. Модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых.

Ведущие: Аниськина Н.Н., канд. техн. наук, ректор Академии Пастухова, президент Союза ДПО

Можаева Г.В., канд. ист. наук, доцент, директор Института дистанционного образования НИ ТГУ

Секция 2. Методическое и организационно-методическое обеспечение учебного процесса при реализации дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для взрослых

Ведущие: Шмелькова Л.В., начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Лалаева З.А., кандидат технических наук, начальник учебно-организационного отдела ИДПО ФГБОУ ВПО УГНТУ

Секция 3. Российский и международный опыт оценки качества непрерывного образования взрослых: сертификация профессиональных квалификаций, профессионально-общественная и общественной аккредитация.

Ведущие: Тимченко В.В., канд. пед. наук, доцент, руководитель Центра аудита качества образования РГПУ имени А.И. Герцена

Федосеева Т.Е., исполнительный директор международных проектов Академии Пастухова

11.30 – 12.00 Кофе-брейк

12.00 – 13.30 Работа секций

Секция 4. Интеграция и эффективное использование образовательных ресурсов в учебном процессе.

Ведущие: Бреслав Е.П., канд. экон. наук, директор центра дистанционного обучения Академии Пастухова

Тимченко В.В., канд. пед. наук, доцент, руководитель Центра аудита качества образования РГПУ имени А.И. Герцена

Секция 5. Реализация дополнительных профессиональных программ на основе проектно-модульного подхода с использованием дистанционных технологий и сетевых форм.

Ведущие: Рудая И.Л., доктор экон. наук, первый проректор Академии Пастухова

Лалаева З.А., кандидат технических наук, начальник учебно-организационного отдела ИДПО ФГБОУ ВПО УГНТУ

Секция 6. Применение процессного подхода к управлению образовательной деятельностью при реализации дополнительных профессиональных программ.

Ведущие: Аниськина Н.Н., канд. техн. наук, ректор Академии Пастухова, президент Союза ДПО

Федосеева Т.Е., исполнительный директор международных проектов Академии Пастухова

13.30 – 15.00 Обед

15.00 – 17.00 Дискуссионная панель: Применение модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых

Ведущие: Шмелькова Л.В., начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Аниськина Н.Н., канд. техн. наук, ректор Академии Пастухова, президент Союза ДПО

Бреслав Е.П., канд. экон. наук, директор центра дистанционного обучения Академии Пастухова

Корягина И.И., канд. пед. наук, доцент, директор центра менеджмента качества ИвГУ

Лалаева З.А., канд. техн. наук, начальник учебно-организационного отдела Института дополнительного профессионального образования УГНТУ

Тимченко В.В., канд. пед. наук, доцент, руководитель Центра аудита качества образования РГПУ имени А.И. Герцена

17.00 – 17.15 Кофе-брейк

17.15-18.00 Подведение итогов конференции. Принятие резолюции

18.00 – Фуршет

Цели сессии:

  • анализ проблем обеспечения качества непрерывного образования взрослых при создании и развитии межрегиональных центров компетенций;
  • апробация методов формирования приверженности высшего руководства идеям обеспечения качества непрерывного образования взрослых.

Задачи:

  • анализ применения модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых в межрегиональных центрах компетенций;
  • анализ механизмов формирования межрегиональных центров компетенций;
  • определение требований к качеству ресурсов пилотных межрегиональных центров компетенций в Российской Федерации.

Участники сессии:

  • представители Минобрнауки России, Минтруда России, Минпромторга России
  • представители Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» и АНО «Агентство стратегических инициатив»;
  • руководители субъектов Российской Федерации, отвечающие за развитие систем профессионального образования;
  • представители корпораций;
  • эксперты федерального уровня;
  • модераторы сессии.

Формат работы: интенсивная коллективная работа, включающая в себя фазу индивидуального и группового обсуждения, межгрупповой дискуссии, выдвижения идей и защиты проектов. Состав рабочих групп – от 5 до 10 человек.

РАБОЧИЙ РЕГЛАМЕНТ

25 сентября 2015 (пятница)
18:00 – 21.00 Заезд и регистрация участников сессии на базе Парк-Отеля «Воздвиженское»
26 сентября 2015 (суббота)
10:00–11:15 Установка на проектно-аналитическую сессию.

Выступления:

  • Песков Дмитрий Николаевич, директор направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
  • Климов Александр Алексеевич, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации;
  • Золотарева Наталия Михайловна, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерство образования и науки Российской Федерации;
  • Уразов Роберт Наилевич, генеральный директор Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров Ворлдскиллс Россия».
11:15–11:30 Формирование рабочих групп
11:30-12:00 Кофе-брейк
12:00–14:00 Анализ проблем обеспечения качества подготовки кадров для развития экономики и возможности применения модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых в различных отраслях (работа в группах)
14:00–15:00 Обед
15:00–17:30 Обсуждение результатов групповой работы (выступление групп с докладами и межгрупповая дискуссия)
17:30-18:00 Кофе-брейк
18:00–20:00 Механизмы функционирования межрегиональных центров компетенций на основе модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых (работа в группах)
27 сентября 2015 (воскресенье)
09:00–11:30 Обсуждение механизмов функционирования межрегиональных центров компетенций на основе модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых (выступление групп с докладами и межгрупповая дискуссия)
11:00-11:30 Кофе-брейк
11:30–13:00 Обсуждение механизмов функционирования межрегиональных центров компетенций на основе модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых (выступление групп с докладами и межгрупповая дискуссия)
13:00–14:00 Обед
14:00–15:30 Определение требований к качеству ресурсов в пилотных межрегиональных центрах компетенций в Российской Федерации (работа в группах)
15:30-16:00 Кофе-брейк
16:00–17:30 Обсуждение требований ресурсов пилотных межрегиональных центров компетенций в Российской Федерации (выступление групп с докладами и межгрупповая дискуссия)
17:30-18:00 Подведение итогов II Пленарной сессии

Ход и результаты сессий конференции

В ХОДЕ КОНФЕРЕНЦИИ СОСТОЯЛИСЬ:

3 рабочие сессии в форме вебинаров 6 секций
  • первая рабочая сессия: Модели и инструменты обеспечения качества непрерывного образования взрослых;
  • вторая рабочая сессия: Научно-методическое, нормативное и организационно-методическое обеспечения непрерывного образования взрослых;
  • третья рабочая сессия: Методы и технологии формирования и оценки профессиональных компетенций.
  • секция 1. Модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых;
  • секция 2. Методическое обеспечение учебного процесса при реализации дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для взрослых;
  • секция 3. Российский и международный опыт оценки качества непрерывного образования взрослых: сертификация профессиональных квалификаций, профессионально-общественная и общественной аккредитация;
  • секция 4. Интеграция и эффективное использование образовательных ресурсов в учебном процессе;
  • секция 5. Реализация дополнительных профессиональных программ на основе проектно-модульного подхода с использованием дистанционных технологий и сетевых форм;
  • секция 6. Применение процессного подхода к управлению образовательной деятельностью при реализации дополнительных профессиональных программ

А также:

По результатам работы 4 дней I Пленарной сессии состоялось обсуждение результатов Всероссийской конференции и даны предложения в итоговую резолюцию.

В ходе сессии участники конференции определили цели по обеспечению качества подготовки кадров для развития экономики; обсудили перспективы применения модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых и механизмы функционирования межрегиональных центров компетенций на ее основе, определили требования к ресурсам пилотных межрегиональных центров компетенций в Российской Федерации.


По результатам работы двух пленарных сессий была принята резолюция Всероссийской конференции.

Рабочие решения конференции


1. Принять к сведению выступления докладчиков конференции.

2. Подтвердить следующие гипотезы:

  • Образование и обучение взрослых (ООВ) является настолько разнообразным по спектру услуг сектором, что ему сложно дать четкое определение. Однако при этом можно сказать, что:
    • новые технологии коренным образом изменили сферу охвата ООВ в стране;
    • образование молодежи и ООВ можно рассматривать как части единого целого;
    • не следует разделять обучение взрослых и образование взрослых (рассматривать их как одно и то же);
    • не следует рассматривать как части единого целого ООВ и непрерывное профессиональное образование и обучение.
  • Политика в области образования и обучения взрослых (ООВ) в нашей стране должна:
    • учитывать демографические тенденции (например, старение общества или характер миграции), которые значительно повышают ее актуальность по сравнению с прошлым;
    • решать проблемы, касающиеся процессов обучения и взаимоотношений учитель-ученик;
    • признавать важность неформального и информального обучения.
  • Развитие ООВ влияет на качество жизни, укрепляя состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Мы можем доказать, что политика и практика нашей страны в области ООВ:
    • оказывает положительное воздействие на развитие качеств, необходимых для защиты здоровья, в том числе знаний, взглядов, навыков и ценностных установок, необходимых для профилактики заболеваний, доступа к лечению, грамотности в отношении здоровья;
    • признает вклад, который ООВ может внести с точки зрения здоровья и благополучия отдельного человека;
    • следует целостному подходу Всемирной организации здравоохранения, включая физическое и психическое здоровье и т.д.

3. Одобрить комплект научно-методических и организационно-методических материалов и материалов по обеспечению и управлению образовательными ресурсами.

4. Одобрить модель обеспечения качества непрерывного образования взрослых, разработанную в ходе проекта.

5. Отметить, что заслуживает внимания подход к организации и проведению профессионально-общественной и общественной аккредитации, предлагаемый Союзом ДПО и основанный на разработанных и обсужденных на конференции документах.

6. Подтвердить необходимость распространения опыта применения модели обеспечения качества независимой оценки в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и дополнительным программам обучения взрослых, в структурах, участвующих в сертификации профессиональных квалификаций и процедурах общественной и профессионально-общественной аккредитации.

7. Признать эффективность применения инновационных семинаров (проектно-аналитических сессий) в качестве инструмента формирования приверженности высшего руководства идеям обеспечения качества непрерывного образования взрослых.

Итоговое решение конференции

  1. Участники конференции рекомендуют организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и дополнительным программам обучения взрослых, структурам, участвующим в сертификации профессиональных квалификаций и процедурах общественной и профессионально-общественной аккредитации, рассмотреть возможность использования модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых для повышения результативности и эффективности управления.
  2. Внести предложение в Министерство образования и науки Российской Федерации о необходимости продолжения работ в области обеспечения качества непрерывного образования взрослых, поддержки процессов внедрения модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, а так же в организациях, осуществляющих независимую оценку качества.
  3. При внедрении модели обеспечения качества непрерывного образования взрослых проводить разъяснительную работу о важности лидерской позиции руководства и широкого вовлечения персонала организации в этот процесс.
  4. Обратиться с просьбой к Министерству образования и науки Российской Федерации о содействии в распространении комплекта научно-методических и организационно-методических материалов и материалов по обеспечению и управлению образовательными ресурсами, разработанных в рамках научно-исследовательской работы «Разработка научно-методического, нормативного и организационно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования и дополнительного образования взрослых как составляющих непрерывного образования».
  5. Отметить эффективность применения инновационных семинаров (проектно-аналитических сессий) в качестве инструмента формирования приверженности высшего руководства идеям обеспечения качества непрерывного образования взрослых.